Французские законодатели единогласно поддержали новые правила, ограничивающие продвижение криптовалют с участием знаменитостей и блогеров в социальных сетях, говоритсяв заявлении сената страны, опубликованном 25 мая. Закон разрешает продвижение продуктов любой криптовалютной компании, зарегистрированной в Управлении по финансовым рынкам, и может стать первым подобным законодательным актом в Европе.
В мире еще не разработано единых правил, устанавливающихответственность за продвижение сомнительных или откровенно мошеннических криптовалютных проектов. В США регуляторы эпизодически выписывают штрафы инфлюенсерам, замеченным в рекламе криптоактивов.
В прошлом октябре Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) обязала Ким Кардашьян выплатить рекордный штраф — $1,26 млн;в марте ведомство также оштрафовало на $400 тыс.cразу целый ряд знаменитостей, среди которых актриса Линдси Лохан и популярные рэперы Lil Yachty и Soulja Boy.
Однако это единичные случаи, ивозможно, штрафы окупаются гонорарами. Например, по подсчетам специалиста криптовалютной аналитической компании Elliptic Тары Эннисон, через Ethereum-кошелек популярного в США стримера Адина Росса прошло порядка $35 млн, полученных за продвижение криптопроектов в сфере азартных игр.
В России ЦБ выступает за усиление ответственности за незаконные инвестиционные советы, в том числе блогеров и телеграм-каналов. Об этом рассказал«РИА Новости» руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров ЦБ Михаил Мамута во время Петербургского международного юридического форума.
По словам эксперта, необходимо усиление ответственности за незаконные инвестиционные советы. Он отметил, что в основном граждане, ссылаясь на советы блогера или телеграм-канала, покупают сомнительные активы и теряют деньгии что часто эти «якобы советники» подталкивают к вложению денег в нерегулируемые компании.
«Мы также поддерживаем законопроект, которыйбы запрещал привлекать денежные средства граждан в компании, которые не находятся под надзором ЦБ, потому что по-другому это не победить. Плюс постоянная просветительская работа в области инвестиционной грамотности»,— добавил Мамута.
Доля рекламы мошенников, связанных непосредственно с криптовалютой, в общем объеме сетевого обмана ничтожно мала. Более того, подавляющее большинство аферистов в этой сфере лишь прикидываются криптовалютными проектами, а на самом деле ими не являются, говорит старший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев. «Реальная проблема значительно переоцененаи не требует такого срочного и радикального вмешательства»,— считает эксперт.
Главная препона — в отсутствии статуса мошенника или недобросовестного продавца у тех, кто обманывает покупателей или инвесторов, продолжает Зуборев. У государственной бюрократии в буквальном смысле уходят годы на то, чтобы признать финансовые пирамиды таковыми, поэтому компромиссным решением сталобы создание экспертных сообществ в рамках каждой отдельной сферы деятельности, которые былибы наделены полномочиями сбора информации и инициирования прокурорских проверок подозрительных организаций.
Одновременно с этим, по его мнению, блогерам нужны понятные правила игры, а потребителям— соблюдение уже действующего законодательства. «Но создание новых размытых правовых рамок никак эти цели не решает, поэтому мы скорее против озвученной инициативы»,— добавляет аналитик.
На текущий момент отсутствуют механизмы привлечения таких блогеров к ответственности, поясняет глава юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин. Составы таких преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК РФ) и организация финансовых пирамид (172.2 УК РФ), предполагают умышленный характер, тогда как многие блогеры, рекламируя тот или иной продукт, зачастую не углубляются в его сущность. В связи с этим доказать умысел в участии в преступлении в качестве пособника практически невозможно.
Из имеющейся сейчас информации, исходящей от представителей ЦБ, ответственность на блогеров планируется расширять с точки зрения не уголовного, а административного законодательства о нарушении ФЗ о рынке ценных бумаг, в части предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций лицами, не обладающими статусом инвестиционного советника.
При этом текущее определение индивидуальной инвестиционной рекомендации, а также возможность использования дисклеймера, что совет приобрести тот или иной актив не считаетсяиндивидуальной инвестиционной рекомендацией, фактически сводят на нет возможность привлечения к ответственности подобных блогеров.
«Нужно отметить, что криптовалюта сама по себе не является ценной бумагой или производным финансовым инструментом, в связи с чем даже ужесточение законодательства в сфере инвестиционного консультирования не приведет к возможности привлечения к ответственности инфоблогеров, продвигающих подобные криптовалютные проекты»,— поясняет Тугарин.
Ответственность за рекламу мошенников должна быть строгой и неотвратимой, считает Зуборев. Разумеется, должны быть четко сформулированы критерии исключений, когда блогер сам был введен в заблуждение. В противном случаевся строгость наказания должна быть применена к нему.
Фактически блогера, продвигающего криптовалютный скам-проект, можно попытаться привлечь к ответственности только по указанным ранее статьям, если удастся доказать его умысел в совершении подобных деяний. Однако, учитывая российскую практику по этим статьям, шанс крайне низок, отмечает Тугарин.
По мнению юриста, ЦБ и другим государственным органам стоит уделять больше внимания повышению инвестиционной грамотности населения, чтобы спрос на таких нечистоплотныхинфоблогеров постепенно падал, а граждане могли самостоятельно понимать, какой информации можно доверять, а какую стоит перепроверить с привлечением профессиональных инвестиционных советников, чья квалификация подтверждена государственным органом.